НАЗАД ГЛАВНАЯ

фарадей

3. Фарадей превратил магнетизм в электричество.

В 20-х годах XIX века проблемами электромагнетизма заинтересовался гениальный английский учёный-самоучка М. Фарадей (1791— 1867). Фарадей родился 22 сентября 1791 года в семье лондонского кузнеца. С детства в Фарадее воспитывалась любовь к труду, рабочая честность и гордость. Образование его было самым заурядным и включало в себя начальные навыки чтения, письма и арифметики. В двенадцать лет его отдали в ученики к владельцу книжной лавки и переплётной мастерской Жоржу Рибо. Здесь Фарадей вначале занимался разноской книг и газет, а в дальнейшем овладел в совершенстве переплётным мастерством. Эту свою профессию Фарадей никогда не забывал. Работая в мастерской переплётчика, Фарадей много и жадно читал, стремясь восполнить пробелы своего недостаточного образования. Особенно большое впечатление произвели на него статьи по электричеству в “ Британской энциклопедии” , “ Беседы по химии” мадам Марсэ и “ Письма о разных физических и философических материях” Л. Эйлера. Майкл организовал домашнюю химико-физическую лабораторию и проделал описанные в этих книгах опыты.

Посетители лавки Рибо не могли не обратить внимание на молодого переплётчика, жадно читавшего книги. Однажды мистер Дэнс, член Лондонского Королевского общества, с удивлением узнав что Майкл заканчивает изучение последнего номера “ Химического обозрения” , предложил ему послушать лекции своего друга, сэра Гэмфри Дэви. Это решило судьбу Фарадея.

Я часто думаю: поступи Фарадей не к переплётчику, а, допустим, к сапожнику, он не смог бы прочитать столько книг о чудесах природы, так изумивших его. Отлучись он на час из лавки, когда добряк Дэнс пришёл с билетом на лекцию, и он никогда, быть может, не услышал и не увидел бы своего кумира — сэра Хэмфри Дэви, великого химика. Как сложилась бы его судьба, разорвись эта цепь счастливых случайностей?

Нет, он не мог не стать исследователем. В маленьком переплётчике жил гений — столь же слабый, сколь и сильный, подобный неудержимому, рвущемуся к солнцу ростку, которого нельзя удержать в земле.

Один из декабрьских дней 1812 г. Сэр Гэмфри Дэви только что окончил чтение довольно странного письма. Некий юноша — ученик переплётчика, подписавшийся никому в то время не известной фамилией Фарадей, сообщал в письме, что он усердно посещал курс популярных лекций Дэви в Королевском институте. Он писал о своём горячем желании посвятить себя научной деятельности. К письму были приложены записи прослушанных лекций, тщательно переписанных и собственноручно переплетённых автором письма.

— Вот письмо одного юноши, по имени Фарадей; он слушал мои лекции и просит дать ему место в институте. Что мне с ним делать? — обратился Дэви к присутствующему при чтении письма институтскому товарищу Пипису.

— Что делать? Вели ему мыть бутылки, — отвечал Пипис. — Если он согласится, то из него будет толк, если же нет, то он ни к чему не годен.

Благодаря помощи мистера Дэнса в марте 1813 г. Майкл становится лаборантом Дэви в Королевском институте Великобритании. Вот какая характеристика, со слов Дэви, была записана в протокол заседания: “ Его имя Майкл Фарадей. Его данные кажутся хорошими, его характер активный и бодрый, а образ действий разумный” . Фарадей был бесконечно рад.

В 1813 г. он в качестве лаборанта — помощника и слуги едет с Гэмфри Дэви и его женой в большое путешествие по Европе. “ Это утро — начало новой эпохи в моей жизни. До сих пор, насколько мне помнится, я не отъезжал от Лондона на расстояние больше двадцати миль” , — писал тогда Фарадей. Много интересного познаёт Фарадей во время этой поездки. В Париже он знакомится с Ампером, Гей-Люссаком и ассистирует Дэви при открытии йода, в Генуе делает опыты с электрическим скатом, во Флоренции сжигает алмаз в атмосфере кислорода, в Милане знакомится с Вольтом. Благодаря этому путешествию Фарадей начинает бегло говорить по-французски и немецки. Он производит на учёных хорошее впечатление. Химик Дюма тогда писал: “ Мы восхищались Дэви, мы полюбили Фарадея” .

Летом 1815 г. путешествие Майкла окончилось. Вернувшись в Англию, Фарадей продолжает работать лаборантом в Королевском институте. Но это уже другой Фарадей, более зрелый и более самостоятельный.

Как-то из Флоренции пришла посылка с образцами известняка для химического анализа. Дэви предложил Фарадею выполнить этот анализ. Просмотрев результаты анализа, Дэви был удовлетворён тщательностью проделанной работы и даже отдал материал в научный журнал для дальнейшего опубликования. Так появилась первая научная работа Фарадея. С 1815 по 1820 г. Фарадей занимается в основном исследованиями по химии. Перемена в тематике его научной деятельности произошла в августе 1820 г. после ознакомления с работой Эрстеда. Только что нашумевшее открытие Эрстеда действия тока на магнитную стрелку возбудило в учёном мире исключительный интерес, и открытия в этой области следовали одно другого поразительней. Арго показал, что железные опилки притягиваются к медному проводу, когда по нему едёт электрический ток.

Получив работу Эрстеда, Дэви и Фарадей на следующий день сразу повторили его опыт. Они убедились в правоте Эрстеда и поняли, что пропасть между электричеством и магнетизмом исчезает. Эрстед и Ампер превратили электричество в магнетизм. В 1812 г. упорный Фарадей записывает в своём дневнике задачу: “ Превратить магнетизм в электричество” . С этих пор Фарадей, не переставая, думал над данной проблемой. Говорят, он постоянно носил в жилетном кармане магнит, который должен был напоминать ему о поставленной задаче. С решением этой задачи была, по существу, связана вся дальнейшая жизнь замечательного английского физика.

Летом 1821 г. Когда коллеги Фарадея разъехались в отпуска, он всё же остался в Лондоне, чтобы вплотную заняться решением поставленной перед собой задачи. Кроме того, редактор журнала “ Философские анналы” предложил Фарадею написать обзорную статью по истории электромагнетизма. Фарадей с жаром принялся за работу. Он проделал все опыты, которые привели к пониманию электромагнетизма. Кроме того, он решил осуществить и опыт, о котором два месяца назад говорили в его присутствии Дэви и его друг Волластон: заставить вращаться проволоку с током под действием магнита вокруг своей оси. После упорных и многочисленных попыток Фарадей осуществил этот эксперимент. Установка его была проста: посреди серебряной чашечки со ртутью был поставлен на торец брусковый магнит. В ртути плавала пробка проткнутая медной проволокой. Один её конец контактировал с ртутью, другой шарнирно соединялся над магнитом с одним из полюсов вольтова столба. Провод от другого полюса соединялся с серебряной чашечкой. При замыкании цепи проволока начинала быстро вращаться вокруг магнита. Это был первый электродвигатель! Вскоре очерк по истории электромагнетизма, снабжённый известными и новыми опытами, был напечатан и имел большой успех.

В 1827 г. Фарадей — член Королевского общества, получил профессорскую кафедру в Королевском институте. А ведь основные открытия ещё впереди. Одержимый идеями о неразрывной связи и взаимовлиянии сил природы, Фарадей безуспешно пока пытается найти связь между магнетизмом и электричеством. Ведь раз Ампер смог с помощью электричества создать магниты, то почему нельзя с помощью магнитов создать электричество?! Электрический ток, рассуждал Фарадей, способен намагнитить кусок железа. Для этого достаточно положить кусок внутрь катушки. Не может ли магнит в свою очередь вызвать появление электрического тока или изменить его величину? Долгое время ничего обнаружить не удавалось.

Какого рода случайности могли помещать открытию, показывает следующий любопытный факт. Почти одновременно с Фарадеем швейцарский физик Колладон также пытался получить электрический ток с помощью магнита. При работе он пользовался гальванометром, легкая магнитная стрелка которого помещалась внутрь катушки прибора. Чтобы магнит не оказывал непосредственного влияния на магнитную стрелку, концы катушки, в которую Колладон вдвигал магнит, надеясь получить в ней ток, были выведены в соседнюю комнату и там присоединены к гальванометру. Вдвинув магнит в катушку, Колладон шёл в соседнюю комнату и с огорчением убеждался, что гальванометр показывает нуль. Стоило бы ему всё время наблюдать за гальванометром и попросить кого-нибудь заняться магнитом, замечательное открытие было бы сделано. Но этого не случилось. Покоящийся относительно катушки магнит мог лежать преспокойно внутри неё сотни лет, не вызывая в катушке тока. С подобного рода случайностями сталкивался и Фарадей, потому что он неоднократно пытался получить электрический ток при помощи магнита и при помощи тока в другом проводнике, но безуспешно.

Фарадей ставит множество опытов, ведёт педантичные записи каждого эксперимента, каждой своей мысли. О колоссальной работоспособности Фарадея можно судить по его печатному труду “ Дневнику” . Здесь выразилось умение Фарадея работать систематически. Вопросы, которые он намечал для исследования, он записывал на отдельных листах и затем постепенно их разрешал. Собственноручные заметки Фарадея к его работам аккуратно пронумерованы. Последний параграф к “ Дневнику” имеет ? . . . . .16041!

Открытие электромагнитной индукции, как назвал сам Фарадей это явление (по-русски слово “ индукция” означает наведение), было сделано 29 августа 1831 года. Вот краткое описание первого опыта: “ На широкую деревянную катушку была намотана медная проволока длиной 203 фута, и между витками её намотана проволока такой же длины, но изолированная от первой хлопчатобумажной нитью. Одна из этих спиралей была соединена с гальванометром, а другая с сильной батареей, состоящей из 100 пар пластин.. . При замыкании цепи удавалось заметить внезапное, но чрезвычайно слабое действие на гальванометр, и то же самое замечалось при прекращении тока. При непрерывном же прохождении тока через одну из спиралей не удавалось отметить ни действия на гальванометр, ни вообще какого-либо индукционного действия на другую спираль, несмотря на то что нагревание всей спирали, соединённой с батареей, и яркости искры, проскакивающей между углями, свидетельствовала о мощности батареи” (М. Фарадей. Экспериментальные исследования по электричеству, 1 серия).

Итак, первоначально была открыта индукция неподвижных относительно друг друга токов. Затем, ясно понимая, что замыкание и размыкание соответствуют сближению и удалению проводников с током, Фарадей экспериментально доказал, что ток возникает при перемещении катушек друг относительно друга.

Знакомый с трудами Ампера Фарадей понимал также, что ток — это магнит, а магнит в свою очередь — совокупность токов. 17 октября, как зарегистрировано в лабораторном журнале, был обнаружен индукционный ток в катушке в момент вдвигания (или выдвигания) магнита.

Это был хорошо подготовленный и заранее продуманный опыт. Вот как об этом писал Фарадей: “ Я взял цилиндрический магнитный брусок и ввёл один его конец в просвет спирали из медной проволоки, соединённой с гальванометром. Потом я быстрым движением втолкнул магнит внутрь спирали на всю длину, и стрелка гальванометра испытала толчок. Затем я так же быстро вытащил магнит из спирали, и стрелка опять качнулась, но в противоположном направлении. Эти качания стрелки повторялись всякий раз, как магнит вталкивался или выталкивался. Это значит, что электрическая волна возникает только при движении магнита, а не в силу свойств, присущих ему в покое” .

Вслед за открытием электромагнитной индукции Фарадея проверяет ещё одну новую идею. Если движение магнита относительно проводника создаёт электричество, то, видимо, движение проводника относительно магнита должно приводить к такому же следствию. Значит, есть возможность создать генератор электрического тока, обеспечив непрерывное относительное движение проводника и магнита. Фарадей быстро строит и испытывает новое простое устройство: между полюсами подковообразного магнита вращается медный диск, с которого при помощи скользящих контактов (один на оси, другой на периферии) снимает напряжение. Это был первый генератор электрического тока!

С ноября 1831 г. Фарадей начал систематически печатать свои “ Экспериментальные исследования по электричеству” , составившие 30 серий более чем из 3000 параграфов. Это великолепный памятник научного творчества Фарадея. Первая серия посвящается электромагнитной индукции; последняя (тридцатая) — законам намагничивания (вышла в свет в 1855 г.). В этих сериях отражена двадцатичетырехлетняя работа Фарадея, в них жизнь, мысли и воззрения учёного. В первой серии этого труда (1831 г.) описаны знаменитые опыты Фарадея, которые привели к открытию явления электромагнитной индукции. Фарадей показал, что изменение магнитного потока во времени порождает электродвижущую силу индукции, приводит к возникновению электрического тока в замкнутом контуре.

Вторая серия (январь 1832 г.) также посвящена электромагнитной индукции. Разрабатывая теорию электромагнитной индукции, Фарадей пришёл к идее электромагнитных волн, считая её исключительно важной. Свои наблюдения над “ индукционной волной электричества” он зафиксировал в письме от 12 марта 1832 г. и в запечатанном виде передал на хранение в архив Королевского общества. Письмо было обнаружено через 106 лет, в 1938 г. Поразительны своей проницательностью основные мысли письма: на распространение магнитного взаимодействия требуется время, есть возможность теорию колебания применить к распространению электромагнитной индукции, процесс распространения её похож на колебания частиц воздуха. Великолепно! Ведь мысли Фарадея перекликаются с идеями электромагнитной теории, разработанной позднее Максвеллом.

В третьей серии (1833 г.) Фарадей доказывает тождественность различных видов электричества: обыкновенного, гальванического, животного, индукционного. “ Отдельные виды электричества тождественны по своей природе, каков бы ни был их источник” . Правда, сама эта природа не была ещё ясна в то время. Фарадей осторожно замечает на сей счёт: “ Под током, я подразумеваю нечто движущееся поступательно — всё равно, что при этом находится в движении: электрическая жидкость или две жидкости, движущиеся в противоположных направлениях...” . Следующие серии (5-8) “ Экспериментальных исследований” посвящены химическому действию тока и явлению электролиза. Я не буду говорить о законах электролиза, открытых Фарадеем, об их огромном практическом значении. Это давно стало общеизвестным. Подчеркну лишь одну важную мысль, которая следовала из этих законов, мысль об атомарности (дискретности) электричества, об элементарном заряде.

В десятой серии Фарадей описывает явление самоиндукции, проводит аналогию между самоиндукцией и инерцией в механике, указывает на то, что индуктивность проводника зависит от его формы и особенно возрастает, если проводник свернуть в спираль. Как всегда, Фарадей очень подробно описывает и всю экспериментальную установку.

Исследуя диэлектрики (11-я серия), Фарадей вновь возвращается к мысли о существенной роли среды в электрических взаимодействиях. В двадцатой серии он описывает явление намагничивания различных веществ, открывает диа- и парамагнетизм. К 1851 г. он уже чётко формулирует идею магнитного поля, разрабатывает методику его экспериментального исследования с помощью пробной катушки и гальванометра, вводит метод его изображения с помощью силовых линий: “ Я, изучая . . . общий характер магнитных явлений, больше склоняюсь к мысли, что передача силы представляет собой . . . явление, протекающее вне магнита; я считаю невероятным, что эти явления представляют собой простое отталкивание и притяжение на расстоянии. При этой точке зрения на магнит среда или пространство, его окружающие, играет столь существенную роль, как и сам магнит” . Для Фарадея поле — это то, что излучается, распространяется с конечной скоростью в пространстве, взаимодействует с веществом. Так новая форма материи — поле — входила в физику благодаря работам Фарадея.

От опытов с диэлектриками Фарадей переходит к изучению электрического заряда в газах. Сделав очень многое в этой области, он считал, что “ результаты, связанные с различными явлениями положительного и отрицательного разряда, повлияют на теорию электричества сильнее, чем мы теперь думаем” . Сказано пророчески: ведь изучение газового разряда привело к открытию рентгеновских лучей, к современной физике атома, к газовым лазерам. Отмечу особо девятнадцатую серию (1846 г.), где рассматривается открытое Фарадеем явление вращение плоскости поляризации света в намагниченной среде. “ Таким образом, — заключает учёный, — впервые, как я полагаю, установлена подлинная непосредственная связь между светом и магнитными и электрическими силами и тем самым сделано большое добавление к фактам и соображениям, служащим для доказательства того, что все силы связаны друг с другом и имеют общее происхождение” .

И ещё на одном великом предвидении Фарадея невозможно не остановиться: это касается спора между сторонниками контактного и химической теории электрического тока. Первые находят, что источник мощности заключается в контакте разнородных проводников, вторые видят причину “ в химической силе” или, по-нашему, “ в химической энергии” . Являясь сторонником химической теории, Фарадей пишет: “ Контактная теория допускает, что сила.. . может возникнуть из ничего, что без всякого изменения действующей материи и без расхода какой-либо производящей силы может производить ток, который будет вечно идти против постоянного сопротивления. Это было бы поистине сотворением силы. Мы много имеем процессов, при которых форма силы может претерпевать такие изменения, что происходит явное превращение её в другую. Так, мы можем превратить химическую силу в электрический ток или ток в химическую силу. Прекрасные опыты Зеебека и Пельте показывают взаимную превращаемость электричества и магнетизма. Но ни в одном случае, даже с электрическим угрём или скатом, нет чистого сотворения силы, нет производства силы без соответствующего израсходования чего-либо, что питает её” .

Трудно без восхищения гением Фарадея читать эти строки, представляющие, по сути дела, качественную формулировку закона сохранения и превращения энергии. Ведь это было написано в конце 1839 — начале 1840 г., когда закон сохранения и превращения энергии не был открыт.

Главная задача — превратить магнетизм в электричество — через десять лет в результате упорного труда и веры была решена. Им было сделано открытие, лежащее в основе всех генераторов электростанций мира, превращающих механическую энергию в энергию электрического тока. Другие источники: гальванические элементы, термо- фотоэлементы — дают ничтожную долю вырабатываемой энергии. Направление индукционного тока определяется правилом, которое установил позднее (1834) молодой профессор Петербургского университета Э. Х. Ленц (1804— 1865): “ Если металлический проводник движется поблизости от гальванического тока такого направления, что если бы данный проводник был неподвижным, то ток мог бы обусловить его перемещение в противоположную сторону” . Возникающий индукционный ток немедленно начинает взаимодействовать с породившим его током или магнитом. Если магнит (или катушка с током) приближается к замкнутому проводнику, то появляющийся индукционный ток обязательно отталкивает магнит. Для сближения необходимо совершить работу. При удалении магнита возникает притяжение. Это правило, подмеченное Ленцем, выполняется совершенно неукоснительно. Мы видели, что направление возникающего в замкнутом проволочном контуре индукционного тока зависит от того, возрастает пронизывающий этот контур магнитный поток или же убывает.

Профессор Петербургского университета академик Э. Х. Ленц в 1831 г. установил, что индукционный ток в контуре всегда возникает такого направления, при котором его магнитное поле противодействует изменению магнитного потока, пронизывающего этот контур.

Пусть замкнутый проволочный контур пронизывается внешним магнитным потоком Ф (рисунок 2,а)*. При увеличении магнитного потока, пронизывающего контур, вектор индукции магнитного поля индукционного тока направлен противоположно вектору магнитной индукции внешнего поля (рисунок 2,б).Наоборот, при уменьшении внешнего магнитного поля индукционного тока имеет такое же направление, что и вектор магнитной индукции внешнего поля (рисунок 2,в).

Справедливость правила Ленца можно экспериментально проверить на установке, схематично изображённой на рисунке. При быстром движении сильного магнита по направлению к катушке в ней возникает индукционный ток (его отметит миллиамперметр) и катушка отталкивается от магнита (рисунок 3,а)**.

Если же магнит быстро вынести из катушки, то катушка отклонится в противоположную сторону, следуя за магнитом (рисунок 3,б).

В более общем виде правило Ленца формулируется так: индукционный ток всегда противодействует причине, вызвавшей его. В такой формулировке применение правила Ленца в ряде случаев оказывается более простым и удобным.

Представьте себе, что дело бы обстояло иначе: вы подтолкнули магнит к катушке, он сам собой устремился бы внутрь её и ... нарушался бы закон сохранения энергии. Ведь механическая энергия магнита увеличивалась бы, и одновременно возникал бы ток, что само по себе требует затраты энергии, ибо ток тоже совершает работу. Природа мудро распорядилась направлением индукционного тока, с тем чтобы запасы энергии не изменялись. Индукцированный в якоре генератора электростанции ток, взаимодействуя с магнитным полем статора, тормозит вращение якоря. Только поэтому для вращения якоря нужно совершать работу тем большую, чем больше сила тока. За счёт этой работы и возникает индукционный ток.

Интересно отметить, что если бы магнитное поле нашей планеты было бы очень большим и сильно неоднородным, то быстрые движения проводящих тел на её поверхности и в атмосфере были бы невозможны из-за интенсивного взаимодействия индуцированного в теле тока с этим полем. Тела двигались бы как бы в плотной вязкой среде и при этом сильно разогревались бы. Ни самолёты, ни ракеты не могли бы летать. Человек не мог бы двигать ни руками, ни ногами, так как человеческое тело — неплохой проводник.

Если катушка, в которой наводится ток, неподвижна относительно соседней катушки с переменным током, как, например, у трансформатора, то и в этом случае направление индукционного тока диктуется законом сохранения энергии. Этот ток всегда направлен таким образом, что созданное им магнитное поле стремится уменьшить изменение тока в первичное обмотке.

Фарадей отказался от ньютоновской концепции дальнодействия; он ввёл в физику совершенно новый объект — физическое поле. Согласно новой концепции воздействие одного тока на другой объясняется так: первый ток создаёт вокруг себя в пространстве магнитное поле, а это поле действует на находящийся в нём второй ток. Аналогично: второй ток создаёт магнитное поле, которое действует на первый ток. Каким образом представлялось в то время поле? Об этом можно как-то судить, познакомившись, например, с письмом Д. К. Максвелла к М. Фарадею (1857): “ Сейчас, насколько мне известно, Вы являетесь первым человеком, у которого возникла идея о том, что тела действуют друг на друга на расстоянии посредством обращения окружающей среды в состояние напряжения, идея, в которую действительно стоит поверить. У нас были когда-то потоки крючочков, летающих вокруг магнитов, и даже картинки, на которых изображены окружённые ими магниты; но нет ничего более ясного, чем Ваше описание... Мне кажется, что Вы ясно видите, как силовые линии огибают препятствие, гонят всплески напряжения в проводниках, сворачивают вдоль определённых направлений в кристаллах и несут с собой всё то же самое количество способности к притяжению, распределённой разреженнее или гуще в зависимости оттого, расширяются линии или сжимаются” .

Но как же можно проверить это явление экспериментально? Для этого я проделал относительно простой, но наглядный опыт.

Если постоянный магнит вдвигать внутрь катушки, к которой присоединён гальванометр, то в цепи возникает индукционный ток. Если магнит вынимать из катушки, гальванометр (рисунок 4,а)* также показывает ток в цепи, но противоположного направления (рисунок 4,б). Индукционный ток возникает и в том случае, когда магнит неподвижен, а движется катушка (вверх или вниз). Важно лишь наличие относительного движения. Как только движение прекращается, индукционный ток тотчас исчезает.

Однако не при всяком движении магнита (или катушки) возникает индукционный ток. Чтобы убедиться в этом, будем вращать магнит вокруг его вертикальной оси (рисунок 4,в). Индукционный ток в этом случае не возникает. Почему же в одном случае возникает ток, а в другом не возникает? Нетрудно заметить, что в двух первых опытах происходит изменение магнитного потока, пронизывающего катушку, а в третьем магнитный поток остаётся постоянным. Поэтому можно предположить, что индукционный ток возникает вследствие изменения магнитного поля, пронизывающего катушку.

Для проверки этого предположения поставим опыт, в котором можно было бы изменять магнитный поток, пронизывающий катушку. С этой целью воспользуемся электромагнитом, в цепи катушки L1 которого включён реостат (рисунок 5)**. Изменяя с помощью реостата силу тока, можно в широких пределах изменять индукцию магнитного поля и, следовательно, магнитный поток электромагнита.

В момент подключения электромагнита к источнику стрелка гальванометра, присоединённого к катушке L2, резко отклоняется, а затем возвращается к нулевому делению. Это можно объяснить так: при включении тока магнитный поток, пронизывающий катушку, изменяется от нуля до значения Ф. Пока магнитный поток увеличивался, в цепи гальванометра существовал индукционный ток. Когда же магнитный поток достиг максимального значения Ф и перестал расти, ток прекратился. При плавном изменении силы тока, текущего по обмотке L1 электромагнита, стрелка гальванометра также незначительно откланяется, что объясняется изменением магнитного потока. Индукционный ток наблюдается при размыкании цепи электромагнита, когда магнитный поток уменьшается до нуля. Но в этом случае направление индукционного тока в цепи противоположно тому, которое наблюдалось при всяком нарастании магнитного потока. Итак, из опытов следует, что при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур, образованный замкнутым проводником, в проводнике возникает индукционный ток, существующий в течение всего времени изменения магнитного потока.

НАЗАД ВПЕРЕД

 

Hosted by uCoz